Ответы на вопросы граждан, о минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования, подготовленные специалистами Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального
Вопрос: Вступили в силу правила, которые позволят россиянам отказаться от навязанной страховки. Как будет работать механизм?
Ответ: С 1 июня 2016 года граждане, заключившие договор добровольного страхования, могут при желании расторгнуть его в течение «периода охлаждения», то есть специально определенного в договоре времени, и получить уплаченную страховую премию. Это предусмотрено Указанием Банка России[1].
«Период охлаждения» составляет не менее 5 рабочих дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения договора добровольного страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Для расторжения договора страхования гражданину следует обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения письменного заявления.
Вопрос: Что делать гражданам, если страховщик не исполняет обязанность по возврату страховой премии в связи с расторжением договора добровольного страхования?
Ответ: В этом случае гражданин вправе обратиться с соответствующим обращением в Отделение Саратов Банк России (г. Саратов, ул. Советская, 2) с приложением документов, свидетельствующих о направлении (вручении) заявления о расторжении договора в адрес Страховщика.
Вопрос: Какие страховки могут признать незаконными?
Ответ: Речь о незаконности не идет, любой корректно оформленный полис будет законным, а вот сам процесс навязывания незаконен, то есть нельзя заставлять человека покупать лишний, ненужный ему полис и обуславливать тем самым продажу другого финансового продукта (например, полиса обязательного страхования автогражданской ответственности).
Вопрос: Каких страховых продуктов коснутся новые правила?
Ответ: Новые правила коснутся практически всех популярных видов страхования. В этот перечень входят страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Вопрос: Как доказать, что страховка была навязана?
Ответ: Доказывать ничего не надо. «Период охлаждения» позволит гражданам отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за отказ и навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО?
Ответ: За отказ либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность – это штраф, который может быть наложен на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Вопрос: Зачем был введен период охлаждения?
Ответ: Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг, особенно при заключении договоров ОСАГО.
Вопрос: Значит ли это, что проблема, когда при получении ОСАГО нам навязывают страхование жизни и т.д., решится?
Ответ: Да, ведь новые правила направлены в первую очередь на защиту прав потребителей от недобросовестных поставщиков страховых услуг. Вступившие в силу изменения будут способствовать улучшению качества обслуживания клиентов и открытости взаимоотношений страховщиков и страхователей.
[1] Указанием Банка России № 3854-У от 20.11.2015 «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»